Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Здание

О том, что орган и зал, в котором орган находится, составляют единое целое, Вы наверное уже слышали. Даже встречалось где-то такое сравнение: зал для органа - это как корпус для скрипки

Предлагаю для ознакомления главу из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия"

О том, как разрабатывалась и воплощалась акустическая концепция зала, как форма элементов интерьера зала и свойства отделочных материалов влияют на акустику зала и о том, что даже центральная люстра, - это сложный, точно расчитанный акустический элемент зала, где учтено очень многое: геометрические размеры люстры, её форма, материалы,  и  расположение в пространстве зала.

Итак:

Имея к тому времени, то есть к 1983 году, более чем 25 летний опыт работы в проектировании зрелищных сооружений в городе (стадионы, ДК, клубы, театры, кинотеатры и т.д.), я был поставлен буквально в тупик «программным заданием» заказчика.

В будущем зале камерной и органной музыки заказчик, то есть Областное Управление культуры предполагали следующие жанры:

  1. Орган (соло);
  2. Орган и солирующие инструменты (фортепиано, скрипичные, духовые и др.);
  3. Орган и вокал;
  4. Орган и хоровые коллективы;
  5. Хоровые коллективы;
  6. Ансамбли старинных инструментов
  7. Камерно-инструментальные ансамбли всех типов;
  8. Литературные вечера, лекции и концерты, концерты с комментариями.

По всем законам архитектурной акустики (есть такая составляющая часть науки «архитектура») такая унификация зала невозможна даже теоретически!

Это вызвано тем, что практически для каждого вида деятельности требуется определенная акустическая характеристика зала, достигаемая подбором соответствующего объема воздуха в зале и характером отделки внутренних поверхностей помещения, при постоянном числе зрительных мест.

Сложность ситуации была еще и в том, что в технической литературе по акустике, в архитектурных монографиях или исследованиях, методика размещения инструмента (рекомендации, а может быть даже правила!), а тем более теория расчета акустики зала с органом отсутствовала полностью.

Обновлено (24.03.2010 12:04)

Подробнее...

 
Орган

Как известно, каждый орган уникален. Каждый орган обладает лишь ему присущей диспозицией - количественным и качественным составом голосов -звуковых красок, из которых исполнитель "ткет" звуковую палитру в играемых им произведениях.

Каждый орган строится раз и навсегда для конкретного помещения с его архитектурными и акустическими особенностями. Случаи переноса бывали в истории органной культуры, но почти всегда результаты таких предприятий были плачевны.

Каждый орган является прежде всего детищем своего времени. Он несет в себе общий художественный идеал своей эпохи и, в особенности, звуковой ее идеал. Так, в барочный период орган наследует образ таких ушедших ныне из практики камерных инструментов, как Салиционал, Гамба, Шальмей, Серпент. В период романтизма - мыслится как многопластовый (симфонический) оркестр.

Каждый орган выражает в себе особенности ландшафта той страны, откуда он родом, характерные черты национального темперамента своего народа, особенности фонетического строя родного языка.

Обязательно в каждом органе находят применение лучшие достижения науки и техники своего времени. Не в последнюю очередь отображается и материальное благополучие. Излишняя экономия средств подчас сковывает творческие идеи.

Обновлено (24.01.2010 14:54)

Подробнее...

 
Здание


Вид на отреставрированное здание с южной стороны. Август 1986 года.

Зал камерной и органной музыки в Челябинске (бывший храм Александра Невского) - одна из главных достопримечательностей города - является выдающимся памятником русского зодчества рубежа XIX - XX вв., построенного по проекту архитектора академика Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918гг.).

После реконструкции 1981-1986гг. концертный зал стал образцом творческого союза челябинских архитекторов и проектировщиков, каменщиков и отделочников, резчиков и лепщиков, органостроителей и акустиков, наконец, исполнителей и слушателей. 


Обновлено (04.04.2010 09:20)

Подробнее...

 
Звуки музыки

А как же звучит орган?

Резонный вопрос для тех кто ни разу не слышал звук Челябинского органа, или же не слышал, как играет на нем Владимир Хомяков - органист и мастер-хранитель органа.

Есть (у кого-то) редкий ныне диск, записанный 17 лет назад, в декабре 1993 г.
И Вы можете прослушать два фрагмента с этого диска:

Johann Sebastian Bach
(1685-1750)

Владимир ХОМЯКОВ
орган

1-2. Prealudium und Fuge a-moll BWV 543   8'53"
3. O Mensch, bewein dein Suende gross BWV 622   6'32"
4-6. Trio-Sonata c-moll BWV 526   11'07"
7-9. Toccata, Adagio und Fuge C-dur BWV 564   14'39"
10-13. Pastorella BWV 590   11'27"

фрагмент 1:

фрагмент 2:

14-15. Praeludium und Fuge Es-dur BWV 552   15'23"

Total timing: 68'49"
Recorded in December 1993 on the EULE organ at St. Alexander Church, Chelyabinsk
U-Sound 1994

Обновлено (20.01.2010 19:31)

 
Музыканты

Статья написана В.В.Хомяковым к 20-летию Органного зала, в 2006 году

Мне очень и очень повезло, что я встретил в 1985 году генерального директора Челябинской филармонии Маркса Борисовича Каминского, который определил мою судьбу вот уже почти 20 лет.

Мне также повезло, что в Челябинске установили орган одной из лучших в Европе органостроительных фирм - «Ойле-Оргель-Бау Баутцен», в 1991 году вернувшая свое первоначальное имя - «Германн Ойле».

И еще раз повезло в том, что учился ремонту, настройке и профилактике инструмента у прославленного маэстро, «хозяина органа Домского Собора в Риге» Гунара Робертовича Далманиса, для которого фирма «Ойле» была самой любимой (она реставрировала орган в Соборе).

Очень много мне дала совместная работа с мастерами фирмы здесь, в Челябинске, в период монтажных и интонировочных работ.

Одним словом, уже к моменту сдачи инструмента в эксплуатацию я успел «сродниться» с каждой его деталью, с каждым узлом и пр. Знал уже все его «требования» и даже «капризы».

Обновлено (04.04.2010 09:16)

Подробнее...