Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

Сергей Спиридонов
Сергей Спиридонов, звукорежиссерзвукорежиссер.
7 мая 2010 года

Я, Спиридонов Сергей Владимирович, звукорежиссер с тридцатилетним стажем работы, как студийной, так и концертной, хочу поделиться своими мыслями.

С уверенностью могу сказать, что качество любого концерта зависит не только от исполнителя, инструмента, репертуара, но и от того, чего никто не замечает - в каком именно месте проходит концерт. За свою жизнь я проводил концерты примерно в трех тысячах различных залах: от красных уголков до больших трехтысячных площадок. Уверяю Вас, акустические условия каждого зала значительно различались. Даже небольшая реконструкция некоторых залов (в Москве - Большой Театр, в Челябинске -театр Оперы и Балета, концертный зал имени Прокофьева, Курганская областная филармония и т.д.), значительно портила акустику, которая порой плохо сказывалась на качестве концертов и, тем более, записей.

В 1993 году состоялась моя первая запись Челябинского органа. Тогда еще не было возможностей для непрерывного монтажа, поэтому я старался записать орган, чтобы акустика помещения как можно меньше вмешивалась в звук: недостающую реверберацию пытались создать при помощи приборов. Получилась неплохая запись, но не того органа, который я слышал в зале.

Следующие записи, а их было более пятнадцати, я делал с использованием цифровых технологий, пробуя различные расстановки микрофонов, вследствие чего пришел к выводу: наш орган звучит так хорошо, потому что он не один, а это редчайший симбиоз акустики собора и инструмента немецкой фирмы «Герман Ойле Оргельбау Баутцен». Поверьте мне, пришлось переслушать очень много записей органов всего мира. Наш орган и храм - это как один единый неделимый инструмент, который звучит, как ни один другой орган в мире.

В 2004 году я применил новые приемы записи - Surround Sound (звук вокруг, создающий ощущение нахождения в зале). В результате появились интересные аудио- и видеопроекты, в том числе и международного масштаба: CD «Ellington and тоге...» (Швеция), DVD «Июльская импровизация», запись фестиваля «Джаз на большом органе» и многое другое.

Многие записи получили высокую оценку профессионалов, как в России, так и в Европе. Так, например, ведущий звукорежиссер Всесоюзной студии грамзаписи, записывавший С. Рихтера, В Спивакова, солистов Большого Театра, Петр Кондрашин очень лестно отозвался о некоторых моих записях органа, ставя их в пример студентам Российской академии музыки им. Гнесиных. Профессор-органист из Швеции Йоханнес Ландгрен в сентябре 2004 года после своего выступления сказал: «Удивительное звучание! У Вас небольшой орган, но сочетание акустики этого зала и инструмента создает неповторимый звук». Иоханнес Ландгрен и Хокан Левин гордятся тем, что записали в Челябинском Органном Зале и выпустили в Швеции аудио диск «Ellington and more...».

В завершении хочу изложить свои мысли по поводу происходящих событий. В период коммунистического правления огромное количество соборов было разрушено и разграблено. Чудом уцелевший собор Александра Невского на Алом Поле, может, и сохранился благодаря тому, что в нем был создан новый храм - храм искусства, куда стремятся придти многие горожане и гости города, чтобы послушать короля музыкальных инструментов - ОРГАН.

P.S. Почему мы с легкостью разрушаем то хорошее, что было создано до 2000 года, не сотворив пока ничего?

С уважением, Сергей Спиридонов, звукорежиссер.

7 мая 2010 г.