Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Мария Васильевна Лукина. Бард, журналист, редактор, Член Союза литераторов РФ (2000). Внучка священника Александро-Невской церкви г. Челябинска в 1912–1929 годы К. В. Лукина.



Мария Лукина,
член Союза литераторов России,
лауреат областного конкурса 2009 г.
в номинации «Лучшее издание для молодежи»

Уважаемые сограждане!

Мой дед, протоиерей Константин Васильевич Лукин, служил 2-м священником в Александро-Невской церкви  г. Челябинска в 1912–1929 годы.

В период голода 1921–1922 гг. он возглавлял общественный городской комитет помощи голодающим и выступил с «Обращением к гражданам-христианам», в котором призывал отдать «в эту трудную минуту для государства все возможное, все излишнее на дело помощи голодающим». «Спасите ваших братьев! – говорил он. – Несите предметы роскоши, которыми теперь в годину голода стыдно украшаться христианам. Проявите максимум христианской любви к людям, иначе вы и не христиане». Попечением отца Константина в Челябинске открылась бесплатная столовая для неимущих. Своим детям и внукам он завещал «жить по совести». Главным его наказом были слова: «Дети, делайте добро людям».

Всё это имеет непосредственное отношение к трагической истории храма во имя Святого благоверного князя А. Невского в Челябинске. Сегодня, как никогда остро, вновь поднят вопрос о возвращении святыни в лоно церкви. И конечно, событие это обязательно произойдет на радость всем православным, справедливость будет восстановлена. Вот только весь вопрос в том – когда? Сегодня для многих горожан он является вопросом № 1.

Мария Лукина на митинге в защиту Органного зала 15.05.2010Считаю, что до тех пор пока мы не создадим и духовно не обретем новое взамен возвращаемому Русской Православной церкви, вопрос о передаче несвоевременен. Ни в коем случае не должно идти речи о «кратчайших сроках», потому что это насильственное решение данной проблемы. Все знают, что здание Александро-Невской церкви вот уже скоро как 24 года служит домом музыки для жителей города и его гостей. Сегодня это уникальный – по своей акустике, главному музыкальному инструменту, размещенному в нем (одному из лучших органов в России), внутреннему убранству – концертный зал. Это любовь и гордость челябинцев. И нельзя просто так взять и уничтожить настоящее достояние, сокровище Челябинска. Кроме того, здесь находится, может быть, единственное в городе место, где с радостью обитает, общается его интеллигенция, встречаются люди разных возрастов, интересов, национальностей и вероисповедания. Это заповедное место для подлинной культуры Челябинска, объединенной высоким искусством академической музыки, и оно рáвно дóрого не только старшим поколениям, но и молодежи, что особенно отрадно. Наравне с западноевропейской музыкой в исполнении всемирно известных органистов, здесь звучат Чайковский и Рахманинов, мы слышали в этих стенах голоса великих русских певиц – Ирины Архиповой, Елены Образцовой, и это лишь первые имена из многочисленного, великолепного ряда музыкантов. Настоящим подвижником музыки, хранителем «короля инструментов», главным органистом города, организатором многих органных фестивалей, имеющих международный уровень, бессменно является народный артист РФ Владимир Хомяков, сегодня один из ведущих музыкантов России. Двери концертного зала на Алом поле всегда широко открыты для детей, здесь получили прописку «Новые имена» Челябинска, лучшие детские коллективы. И каждое воскресенье для них также вплоть до последнего времени звучал орган. Разве не поэтому так близко принимают к сердцу вопрос о передаче этого здания церкви именно молодые, ведь здесь, по сути, выросло не одно поколение? Всем нам дорог и сам сквер на Алом поле, его неповторимый ландшафт, создаваемый годами, который неотделим от его сердца – храма, ныне органного зала. Здесь выросли мы и наши дети, и надо постараться сохранить и улучшить сквер, весь этот комплекс, его экологию и красоту для будущих поколений горожан. Взамен тому, что необходимо вернуть, нами должен быть создан не менее достойный храм музыки, сочетающий в себе все те качества, которые имеет сегодняшний, и может быть, превосходящий его. Лишь это позволит одушевить и одухотворить его с помощью искусства. Последнее следует знать тем, кто пока или не понимает, или закрывает глаза на существо вопроса. Предстоит очень трудная задача, но надо, наконец, решиться и постараться ее выполнить. Не разрушать, повторяя позор прошлых лет, а созидать! Вот здесь проявится тот максимум человеческой, христианской любви к людям, о которой говорил отец Константин. Тогда мы воочию увидим добро, которое воздает человек человеку, а не тот раздор, что пытается захватить сегодня многие умы.

А если вернуться к истории моей семьи, то приведу еще два примера, имеющих отношение к музыке. Регентом, т. е. руководителем хора, в Александро-Невской церкви был известный в городе врач – Попов. А мой дед всегда замещал его во время вынужденного отсутствия. Моя бабушка, мать 12 детей, рано ушедшая из жизни, была учительницей, преподавала, в том числе и музыку, и свою любовь к ней сумела передать детям. В 1926 г. священник К. В. Лукин был арестован, а его семье было предписано в течение суток освободить собственный дом без права сохранения за ними какого-либо имущества (ушли «кто в чем был»…). В ту ночь старшая дочь Валентина, на свой страх и риск, на подводе с помощью одноклассника смогла вывезти и схоронить у знакомых одну-единственную «вещь» – пианино. Потом, многие годы, этот инструмент являлся, порою, единственным «кормильцем» – средством для заработка уроками музыки в семье православного священника.

 P. S. В дополнение к сказанному хотелось бы также прокомментировать не вполне достоверную информацию, прозвучавшую в областных СМИ:

1.  В опровержение слов В. И. Богдановского в прямом эфире челябинской р/с «Эхо Москвы»: «Все священники этого храма были расстреляны» сообщаю: три священника, о которых я знаю со слов своего дяди Владимира Константиновича, старшего сына моего деда, работали в те годы в Александро-Невской церкви: Пеньковский, Лукин и Муравцев. Старенький Пеньковский был сослан в Курганскую область (умер своей смертью), Лукин – отправлен на принудительные работы (откуда сбежал, чтобы спасти детей, умер в 1961 г. в возрасте 75 лет), а Муравцев, самый молодой из них, сослан на Соловки (где покончил жизнь самоубийством).

В 1920-е гг. настоятелем Александро-Невской церкви являлся протоиерей Петр Холмогорцев, впоследствии архиепископ Челябинский и Свердловский (1935). В 1937 г. он был арестован и расстрелян.

2. Александро-Невская церковь никогда не была главным, центральным храмом Челябинска, несмотря на силу слова ее проповедников и то, что являлась одним из самых больших приходов города (более 900 человек). Тем более не была она кафедральным собором, в отличие от главного православного собора Исетской провинции, и конечно, г. Челябинска – Христорождественского (1748–1932). Он находился на центральной площади города – Соборной. Ныне на этом месте размещается Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, а сама площадь носит имя Е. М. Ярославского, возглавившего в свое время кампанию по уничтожению и осквернению церквей.