Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия" о монтаже и настройке органа в 1987 году .

В феврале 1987 года в Челябинск из ГДР прибыли 2 специальных закрытых железнодорожных вагона с деталями инструмента. В марте 1987 года зал был закрыт, демонтированы кресла в «левом партере» и в значительной части центрального партера.

На освободившейся площади были распакованы ящики и выставлены ложементы с деталями инструмента. В открытом виде ложементы с деталями выдерживались более месяца – «привыкали» к микроклимату зала, в котором с сентября 1986 года непрерывно, круглосуточно работала система кондиционирования воздуха. 21 апреля 1987 года в Челябинском аэропорту была встречена бригада мастеров-монтажников фирмы «Ойле» из 6-ти человек, во главе с бригадиром Михаэлем Полдраком. Почти месяц бригада выполняла практически ювелирную работу по точнейшей сборке конструкций, труб и механизмов органа.


Монтаж стального каркаса органа, 1987г.


Монтаж стального каркаса, 1987г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)


Сборка воздухораспределительных камер (оснований для труб), 1987 г.


Сборка воздухораспределительных камер (оснований для труб), 1987 г. (из архива В.Хомякова)

Монтаж игрового стола органа, 1987 г.


Монтаж игрового стола, 1987 г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)


Сборка декоративных элементов фасадов инструмента, 1987 г.


Сборка декоративных элементов фасадов инструмента, 1987 г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)


Сборка деревянной облицовки инструмента, 1987 г.


Сборка деревянной облицовки инструмента, 1987 г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)


Окончательная сборка фасадов органаи начало монтажа труб, 1987 г.


Окончательная сборка фасадов и начало монтажа труб, 1987 г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)

Деревянные трубы органа, 1987 г.


Деревянные трубы, 1987 г. (фото Н.Лёвена, из архива В.Хомякова)


Нельзя не отметить тот факт, что огромную помощь в налаживании контакта с бригадой и совместной работе «рука об руку» оказал главный инженер зала Николай Корнеевич Лёвен, немец по национальности, и специалист-виртуоз во владении инженерным устройством зала.

Его прямая заслуга в том, что первые 10 лет орган находился в отличнейшем состоянии – это он обеспечил необходимую температуру и влажность воздуха. Также немало важно и то, что когда он через несколько лет переехал на жительство в Германию, то передал своему преемнику идеально отлаженное инженерное хозяйство зала.

Теперь о тех людях, благодаря которым наш орган звучит именно так, как он звучит. Это мастера-интонировщики Вернер Поль и Ульрих Шварценберг. Почти два месяца они колдовал над органом. Благодаря их умелым рукам и тончайшему слуху, челябинский орган обладает многим замечательными по красоте голосами, которые хорошо звучат не только по отдельности, но и в группах.

Регистры, подготовленные к установке, 1987 г.


Регистры, подготовленные к установке, 1987 г.(фото Б.Каминского из архива В.Хомякова)


Конечно, во многом помогла конфигурация зала, скрупулезные акустические расчеты проектировщиков и отличное качество строительно-отделочных работ. В России очень мало инструментов, которые стоят в залах с подобной акустикой. Но особо следует отметить теснейший творческий контакт с фирмой в 1982-86 гг., в котором все принятые решения согласовались друг с другом. Эта дружественная обстановка во взаимоотношениях фирмы «Ойле» и института ЧГрП и послужили тому, что общий труд дал такой великолепный результат!

Х.Фазольд у игрового пульта, 1987 г.


Х.Фазольд у игрового пульта, 1987 г. (фото С.Васильева из архива В.Хомякова)


За неделю до окончания работы Вернер Поль, получивший в свое время прекрасное образование у известного органиста И.Э.Кёлера, сыграл уникальный концерт. Это был час органной импровизации. Хотя в зале было немного слушателей, но все были поражены, скорее потрясены все новыми и новыми возможностями инструмента, которые воодушевленно исполнял В.Поль.

В 20-х числах июля 1987 года, уже в завершающий период работы настройщиков, в Челябинск приехал хранитель органа Домского собора в Риге Гунар Далманис, чтобы в спокойной обстановке ознакомиться с инструментом его любимой фирмы (кстати, реставрационные работы в Домском соборе в Риге в 1960-62 гг. вела также фирма «Германн Ойле»).

Слева направо: главный инженер зала Н.К.Лёвен, В.Поль, У.Шварценберг, В.Хомяков. Июль 1987 г.


Слева направо: главный инженер зала Н.К.Лёвен, В.Поль, У.Шварценберг, В.Хомяков. Июль 1987 г. (из архива В.В.Хомякова)

28 июля 1987 года из Баутцена прилетели руководитель фирмы фрау Ингеборг Ойле и главный органостроитель фирмы г-н Армин Цукерридель.

Сначала они приняли работу от своей бригады, а 29 июля 1987 года сдали инструмент по акту Челябинской филармонии. Этот день принято считать днем завершения всех проектных, реставрационно-реконструктивных и строительно-монтажных работ на здании церкви.


Вернер Поль, Ульрих Шварценберг, Владимир Хомяков, Лиля Лёвен и Николай Лёвен у здания Зала. Июль, 1987 г.


Вернер Поль, Ульрих Шварценберг, Владимир Хомяков, Лиля Лёвен и Николай Лёвен у здания Зала. Июль, 1987 г. (из архива В.В.Хомякова)


Мне очень хочется отметить работу автора проспекта (фасадов) органа господина Фридберта Каммбаха. За время работы с фирмой я познакомился с ним во время первой встречи в 1881 году, а затем он 3 или 4 раза был в институте, и мы вместе решали довольно сложные и специфические задачи, связанные с акустикой зала, архитектурой органа, интерьерами зала и т.п. Словом, это было настоящее творческое содружество проектировщиков и создателей органа.


Бригада монтажников фирмы Герман Ойле и Владимир Хомяков. Май 1987 г.


Бригада монтажников фирмы «Герман Ойле»: Армин Хауфе, Хайнц Фазольд, Эрхард Конрад, Вальтер Райнольд, Михаэль Полдрак (бригадир), Фридеман Бирке и Владимир Хомяков. Май, 1987 г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)


Считаю необходимым еще раз подчеркнуть, что именно эта совместная работа была едва ли не базовой во всем цикле проектных и специальных работ. А 30-го июля 1987 года в нашем зале состоялся первый публичный органный концерт, исполнитель – Наталья Малина, органистка и главный органный мастер Московской консерватории, с которой я познакомился при нашей первой встрече в 1981 году в институте «Челябинскгражданпроект», где было принято решение о месте размещения инструмента и о моей роли в этом проекте. 


на торжественном открытии органа 30 июля 1987 г.


В.Поль, Г.Далманис, У.Шварценберг, А.Цукерриедель, И.Ойле. К.Сидоров и М.Каминский на торжественном открытии органа 30 июля 1987 г. (фото С.Васильева из архива В.Хомякова)


В программе первого органного концерта в Челябинске Н.Малиной были представлены различные органные школы – это Бах (Германия), затем Фрескобальди (Италия), Франк (Франция), Арро (Эстония). Программа была составлена таким образом, чтобы показать максимальные возможности инструмента, представить соответственно композиторов разных эпох и стилей.


К выступлению готовится органистка Наталья Владимировна Малина


К выступлению готовится органистка Наталья Владимировна Малина (фото С.Васильева, газета «ВЧ» №173 от 30. 06.1987 г.)


Зрители в органном зале, 1987 г.


Зрители в зале, 1987 г. (фото С.Васильева из архива В.Хомякова)