Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Орган – король музыкальных инструментов
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы


До 1990 года в СССР было построено более 40 больших органов для концертных залов почти во всех крупных городах Союза. Сейчас, по статистике на 2005 год, на территории России действуют свыше 40 инструментов разных размеров и фирм. Кроме того, началось восстановление католических культовых зданий, где устанавливались малые органы.

В заключение этой главы я посчитал необходимым довести до вашего внимания некоторые особенности устройства инструмента и игры на органе.

Во-первых, никакой, даже самый талантливый музыкант не сможет играть на органе, как говорят, «с листа», т.е. сразу играть незнакомую вещь, что могут позволить себе все остальные музыканты (пианисты, струнники, духовики и т.п.). Дело все в том, что каждый орган обладает присущим только ему ансамблем регистров (диспозицией голосов). Поэтому исполнитель почти за сутки до концерта подбирает на репетициях все необходимые, по его мнению, комбинации регистров, образующие требуемые тембровые комбинации. Этот план фиксируется им на клавире и ассистент (иногда даже два!) осуществляет во время исполнения все смены регистров, включение и выключение различных вспомогательных устройств.

Во-вторых, от степени силы удара или нажима пальцев на клавишу сила органного звука измениться не может. Те, кто знаком с фортепиано, знают, что нежнейшее «пианиссимо» или почти громоподобное «крещендо» (или «фортиссимо») есть следствие силы пальцев исполнителя. Высота, тембр и сила звука в органной трубе зависят только от величины давления воздуха в распределительно-разделительной системе инструмента, т.е. винлады органа. А эта величина рассчитывается конструктором инструмента в зависимости от объема помещения, т.к. орган всегда строится только для конкретного зала. «Типовых» решений инструмента (как рояль, пианино, струнные, духовые, ударные музыкальные инструменты) не бывает даже теоретически. Вполне понятно, что для соблюдения расчетного давления воздуха в винладе, определяется также мощность компрессорной системы.

Но требования к изменению в силе звука труб все равно остались. Так был изобретен механизм, создающий иллюзию усиления и ослабления звука. Этот механизм появился впервые в Англии в 1670 году, но распространился с 1712 года, получив название «жалюзи-швеллер». Суть его в том, что часть регистров находятся внутри закрытой со всех сторон камеры, в передней стенке которой находятся жалюзи, управляемые с пульта исполнителя. Так усиливалось звучание труб до «крещендо» или ослаблялось до «диминуэндо». Были еще и другие механизмы, включая механизм «Walze» (Rollschweller). Но распространение по сей день получили «жалюзи-швеллер».

В-третьих, об особенностях механизма, открывающего доступ воздуха к клапанам труб и к переключениям регистров. Этот вопрос также стар, как вся история органа. Но все же, наибольшее распространение получила механическая трактура – система рычагов, тяг и иных устройств, практически мгновенно передающих энергию движения пальца исполнителя от клавиши к требу. За свою историю эта система много раз модифицировалась, что продолжается даже сегодня.