Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Орган – король музыкальных инструментов
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы

Ещё одна глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия"

Орган - историческая справка

Впервые в жизни я познакомился с органом, как с музыкальным инструментом, в далеком 1948-м году, когда, будучи первокурсником МАрхИ, попал в Большой зал Московской консерватории на концерт мэтра, основоположника русской и советской органных школ, Александра Гедике. В программе были произведения Баха, Букстехуде, Мендельсона.

Уже тогда меня поразила огромная музыкальная палитра инструмента и его «голос», который невозможно спутать с каким-либо иным.

Видно судьбе еще в 1948-м году было угодно распорядиться так, что этот инструмент стал одним из любимых. К тому же, что на зимние каникулы 1948-49 гг. у нас в МАрхИ была устроена учебно-ознакомительная поездка в Ригу. В это время в Домском соборе выступал с той же программой А.Гедике.

С огромным трудом, через главного архитектора Риги, нам удалось устроиться на приставных стульях. То, что я вновь услышал в Домском соборе – вроде знакомая программа, но ничего похожего на исполнение в зале консерватории – это что-то Божественное, не поддающееся никакому описанию: музыка то прижимает тебя к земле, то ты вместе с ней летишь куда-то ввысь, туда, в сплетение сводов готики и дальше в небо, принимая очищение души и радость жизни.

Это не лирика. Это было действительно так. И становится понятным, уже как архитектору, почему орган явился неотъемлемой частью оборудования католического храма, которые строились в романском и готическом стилях.

Стиль православного культового сооружения несколько похож на католическую готику – отличие только в типично русских закругленных, а не  стрельчатых, формах и в методике решения интерьера. Интерьер католического храма весьма лаконичен даже аскетичен, а православные храмы всегда отличались богатством, даже роскошью.

Поэтому у меня подспудно теплилась надежда, что некоторая общность тектоники зданий у католиков и православных даст свои положительные качества в нашем случае – то есть в решении разместить инструмент в церкви на Алом поле. Так я невольно углубился в изучение органостроения сначала во время работы над проектом и потом, уже 20 лет спустя, при подготовке этой книги.