Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия" о монтаже и настройке органа в 1987 году .

В феврале 1987 года в Челябинск из ГДР прибыли 2 специальных закрытых железнодорожных вагона с деталями инструмента. В марте 1987 года зал был закрыт, демонтированы кресла в «левом партере» и в значительной части центрального партера.

На освободившейся площади были распакованы ящики и выставлены ложементы с деталями инструмента. В открытом виде ложементы с деталями выдерживались более месяца – «привыкали» к микроклимату зала, в котором с сентября 1986 года непрерывно, круглосуточно работала система кондиционирования воздуха. 21 апреля 1987 года в Челябинском аэропорту была встречена бригада мастеров-монтажников фирмы «Ойле» из 6-ти человек, во главе с бригадиром Михаэлем Полдраком. Почти месяц бригада выполняла практически ювелирную работу по точнейшей сборке конструкций, труб и механизмов органа.


Монтаж стального каркаса органа, 1987г.


Монтаж стального каркаса, 1987г. (фото Н.Лёвена из архива В.Хомякова)

Подробнее...

 
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Ещё одна глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия"

Орган - историческая справка

Впервые в жизни я познакомился с органом, как с музыкальным инструментом, в далеком 1948-м году, когда, будучи первокурсником МАрхИ, попал в Большой зал Московской консерватории на концерт мэтра, основоположника русской и советской органных школ, Александра Гедике. В программе были произведения Баха, Букстехуде, Мендельсона.

Уже тогда меня поразила огромная музыкальная палитра инструмента и его «голос», который невозможно спутать с каким-либо иным.

Видно судьбе еще в 1948-м году было угодно распорядиться так, что этот инструмент стал одним из любимых. К тому же, что на зимние каникулы 1948-49 гг. у нас в МАрхИ была устроена учебно-ознакомительная поездка в Ригу. В это время в Домском соборе выступал с той же программой А.Гедике.

С огромным трудом, через главного архитектора Риги, нам удалось устроиться на приставных стульях. То, что я вновь услышал в Домском соборе – вроде знакомая программа, но ничего похожего на исполнение в зале консерватории – это что-то Божественное, не поддающееся никакому описанию: музыка то прижимает тебя к земле, то ты вместе с ней летишь куда-то ввысь, туда, в сплетение сводов готики и дальше в небо, принимая очищение души и радость жизни.

Это не лирика. Это было действительно так. И становится понятным, уже как архитектору, почему орган явился неотъемлемой частью оборудования католического храма, которые строились в романском и готическом стилях.

Стиль православного культового сооружения несколько похож на католическую готику – отличие только в типично русских закругленных, а не  стрельчатых, формах и в методике решения интерьера. Интерьер католического храма весьма лаконичен даже аскетичен, а православные храмы всегда отличались богатством, даже роскошью.

Поэтому у меня подспудно теплилась надежда, что некоторая общность тектоники зданий у католиков и православных даст свои положительные качества в нашем случае – то есть в решении разместить инструмент в церкви на Алом поле. Так я невольно углубился в изучение органостроения сначала во время работы над проектом и потом, уже 20 лет спустя, при подготовке этой книги.

Подробнее...

 
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 

Dim lights

Для увеличения ппанорамы, нажмите "Dim lights" в правом нижнем углу окна просмотра панорамы.

 
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Как известно, каждый орган уникален. Каждый орган обладает лишь ему присущей диспозицией - количественным и качественным составом голосов -звуковых красок, из которых исполнитель "ткет" звуковую палитру в играемых им произведениях.

Каждый орган строится раз и навсегда для конкретного помещения с его архитектурными и акустическими особенностями. Случаи переноса бывали в истории органной культуры, но почти всегда результаты таких предприятий были плачевны.

Каждый орган является прежде всего детищем своего времени. Он несет в себе общий художественный идеал своей эпохи и, в особенности, звуковой ее идеал. Так, в барочный период орган наследует образ таких ушедших ныне из практики камерных инструментов, как Салиционал, Гамба, Шальмей, Серпент. В период романтизма - мыслится как многопластовый (симфонический) оркестр.

Каждый орган выражает в себе особенности ландшафта той страны, откуда он родом, характерные черты национального темперамента своего народа, особенности фонетического строя родного языка.

Обязательно в каждом органе находят применение лучшие достижения науки и техники своего времени. Не в последнюю очередь отображается и материальное благополучие. Излишняя экономия средств подчас сковывает творческие идеи.

Подробнее...