Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Инженерное обустройство Органного зала
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия", посвященная инженерной инфораструктуре органного зала

Техническими условиями фирмы «Герман Ойле» мы были поставлены в очень жесткие условия по устройству инженерно-технического обеспечения нормальной работы зала, обуславливающего максимальную по времени сохранность инструмента.

Главное условие фирмы, на чем мы в своей работе сосредоточили основное внимание – это создание стабильного микроклимата, то есть температура воздуха внутри помещения при любых внешних условиях погоды должна быть в пределах +190,50 С и влажность 555 %!

Эти требования можно было выполнить только при соблюдении следующих условий:

  1. Установки комплекта (3 штуки) кондиционеров типа «КС-3» производства ГДР, а также полного комплекта сопутствующих агрегатов.

Производительность кондиционеров была подобрана из расчета минимум 2-х кратной (за час) полной замены воздуха в зале, то есть в пределах 3500-4000 м3/час для каждого агрегата (в рабочем режиме работают два агрегата).

Рабочая формула работы агрегатов была построена по недельному графику:

а)    1-я неделя – круглые сутки работает агрегат № 1. Примерно за 1 час до начала прихода слушателей и 1-1,5 часа после окончания концерта в помощь ему работал агрегат № 2;

б)    2- я неделя – дежурит круглые сутки агрегат № 2. На помощь подключается агрегат № 3. Агрегат № 1 останавливается на профилактику..

в)    3- я неделя – дежурит круглые сутки агрегат № 3. На помощь подключается агрегат № 1. Агрегат № 2 – профилактика.

Далее цикл повторяется.

  1. Полная герметизация внутреннего объема зала, фойе и других помещений, что достигалось путем самого жесточайшего контроля за работой строителей, выполнявших герметизационные работы с коробками оконных и дверных проемов в стенах.
  2. Устройство системы автоматического контроля за параметрами в зале и автоматического регулирования работы кондиционеров. Все это выполнялось через развитую сеть специальных датчиков в зале и фойе, с выводом сигнала на мини-ЭВМ в вентиляционном центре зала и контрольной записью фактических параметров температуры и влажности на самописцы.

Дополнительным условием для соблюдения микроклимата в зале стало требование фирмы о поддержании постоянного барометрического давления воздуха в зале. Нам было неясно в свое время, зачем фирма запросила данные о многолетнем среднегодовом атмосферном давлении в Челябинске (742-744 мм.рт.ст.).

В один из приездов г-на Ф.Каммбаха в Челябинск я задал ему этот вопрос, на что получил весьма поучительный ответ: «ты же в институте изучал волновую физику и, следовательно, должен знать, какие внешние факторы могут влиять на формирование звука в трубе». Вот так!


Конечно, такие тонкости чистоты звука заметит только очень и очень небольшая часть слушателей, обладающих сверх-абсолютным слухом, начиная с изменения давления над расчетным на 2,5-3 %. В действительности, эти крохотные искажения в тональности абсолютно незаметны значительному большинству даже квалифицированных слушателей.

Для устранения этого недостатка нами был предусмотрен автоматически работающий утепленный жалюзийный клапан в ротонде зала, вместо одного из окон с восточной стороны, для сброса излишнего давления воздуха в зале.

Для управления работы клапана была также предусмотрена система специальных датчиков внутри и вне здания, соответствующие суммирующие и решающее устройства, а также механизмы управления клапаном.

Все эти работы были успешно выполнены специалистами весьма высокой квалификации тепло-технического отдела института Челябинскгражданпроект, а также отделов автоматизации систем, контрольно-измерительных приборов и электроотдела института. Клапан был выполнен по спецзаказу заводом «Теплоприбор», а автоматика – соответствующими организациями.

В здании был предусмотрен объединенный вводной узел для центрального отопления и хозяйственно-противопожарного водоснабжения. В узле, помимо арматуры ввода и приборов учета, разместился небольшой скоростной бойлер для приготовления горячей воды (в артистические и туалеты), а также повысительный насос противопожарного водоснабжения со своей системой сигнализации и дистанционного управления.

Поскольку основной тепловой режим в зале поддерживался кондиционерами, то отопление общего назначения (радиаторное) было решено как поддерживающее, без выполнения своих прямых функций (только в цоколе!).

Шкафы с противопожарным оборудованием (рукава, спрыски и сигнализация) были размещены в шкафах и задекорированы.

И еще об одном важном требовании фирмы: максимальный уровень проникающих в зал шумов (любого спектра) не должен превышать 5-6 децибел (шепот человека – 10 децибел!).

Для борьбы с внешними, с так называемыми «воздушными шумами» нам помогли массивные стены здания, достигавшие толщины 90 см. (а местами даже более!) и тщательное уплотнение (расчеканка) стыков в местах установки коробок окон и дверей.

Принятое проектом тройное остекление стеклом (толщиной 4,0мм) (под дубовый штапик с промазкой под стеклом невысыхающим составом),  кроме функций по экономии тепловой энергии в зале, приняло за себя функцию дополнительной защиты от воздушных шумов.

Вентиляторы кондиционеров являлись самым мощным внутренним источником механически-воздушных и частично вибрационных шумов. Для борьбы с этим нами была предусмотрена в подпольном пространстве гардероба целая система лабиринтных глушителей.

Специалисты теплотехнического отдела, совместно с конструкторами АКМ-2 так подобрали и рассчитали звукопоглощающие материалы в этой системе, что замеры шума на выходных отверстиях вентиляционных подающих шахт оказались в пределах 2,5-4,5 децибел, то есть гораздо ниже параметров, которые требовала фирма.

Затем оставался участок воздуховодов от глушителей до раздаточных решеток. Нам удалось найти такое  скрытое размещение воздуховодов, которое впоследствии вызвало множество недоуменных вопросов о существовании такой системы.

Мы приняли решение скрыто пропустить воздуховод вдоль одной из плоскостей пилона (той, что обращена к залу), задекорировав его яшмовым «зеркалом». Вполне естественно, что в процессе работ по устройству воздуховодов в пилоне, последний пришлось кое-где поддолбить и т.п. В любом случае обрисовывались неравномерные, хоть и незначительные пустоты и щели между пилоном и коробом.

Вот здесь то было самое главное: по законам аэродинамики, при прохождении через воздуховод потока воздуха, стенки металлического короба при определенных условиях могли произвольно начать вибрировать, то есть работать как мембрана, или как источник паразитных шумов. А это недопустимо ни в каком случае.

Для недопущения такой ситуации было принято следующее решение: короб из размера 110*30 см. сделали двойным, то есть 55*30 см. из стали толщиной 2,0 мм. с жесткой продольной арматурой по углам. Затем все свободное пространство между пилоном и «зеркалом» (вместо него была установлена временная подвижная опалубка) было залито, послойно, с тщательным вибрированием, высокомарочным цементным раствором. Этим самым мы частично усилили пилон и полностью ликвидировали возможность какого-либо самовозбуждения стенок металлического короба.

Электроснабжение здания, как силовое, так и освещение, решалось на самом высоком техническом уровне – все провода любого назначения и пропускаемой мощности были выполнены только из красной меди. Оборудование электрощитовой, а также вся арматура были подобраны самые современные (на 1986 г.) и только самого высшего качества.

Предусмотрено постановочное освещение игрового пульта органиста и 1-го плана эстрады. Для этой цели с обоих сторон зала, весьма скрыто от зрителей, установлены 2 группы по 5 театральных прожекторов.

Управление светом в зале осуществляется с микшерского пульта в северном приделе (левом партере).

Безусловно, здание обеспечено городскими сетями радиофикации (администратор) и телефоном (администратор, артистические и охрана).

Предусмотрены специальные электроразъемы для подключения силовых кабелей Передвижной Телевизионной Станции (ПТС) ЧГТРК.

Очень серьезное внимание соответствующих служб города было обращено на устройство специфических видов охранной и противопожарной сигнализаций. Эту работу весьма успешно выполнили специалисты-слаботочники института ЧГрП. Были применены совершенно новые (на 1985 г.) системы сигнализации, новые пульты управления и многое другое, очень интересное для специалистов этой отрасли. Вполне понятно, что я не могу более подробно рассказать о деталях и о принципах работы принятых систем.

Считаю нужным отметить, что все строительно-монтажные и пуско-наладочные организации города, принимавшие участие в работе над концертным залом, выполнили свои участки работ с высочайшим качеством.

Я не знаю ни одного случая сбоя в работе систем инженерного обеспечения здания за 1986-96 года. Что сейчас – не знаю. Но уверен лишь в одном – 20 лет непрерывной работы – время не малое и пора подумать о капитальном ремонте…