Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Индекс материала
От автора - из книги К.И.Гусарова Метаморфозы наследия
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия" "От автора"

Кажется, что все это было буквально вчера, но, тем не менее, в сентябре 2006-го года нашему Органному залу исполняется 20 лет…

Недавно, разбирая у себя дома архивные материалы по Органному залу – копии статей, газетные вырезки, материалы архивных фондов и др. – мне бросилась в глаза череда знаменательных дат за 2001-2007 годы, прямо или косвенно касающихся истории здания Александро-Невской церкви на Алом поле в Челябинске за его более чем 100-летнюю историю.

Итак, обратимся к следующим датам и событиям:

2001 год

1. 120 лет со дня гибели Императора Александра II;

2. 120 лет со дня закладки на средства мещанина П.М.Кутырева в центре торговой площади (затем «Александровской», а ныне – Детский парк «Алое поле») часовни во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II;

3. 90 лет со дня установки колоколов и освящения главного престола храма (4.XII.1911г.) викарным епископом Челябинска Дионисием (Сосновским);

4. 20 лет со дня принятия в Обкоме КПСС (1-й секретарь М.Г.Воропаев) решения о размещении органа в здании церкви;

5. 20 лет со дня начала проектных работ в головном проектном институте «Челябинскгражданпроект»;

6. 15 лет со дня окончания строительных работ, открытия зала и первого концерта ансамбля старинной музыки «Мадригал» (г.Москва).

2002 год

1. 15 лет со дня первого органного концерта (30 июля 1987г.) в зале; исполнитель – заслуженный работник культуры России Наталья Малина (Москва).

2. 15 лет со дня официального приема (29. 07. 1987г.) в эксплуатацию (с органом) Зала камерной и органной музыки.

3. 130 лет со дня основания фирмы «Германн Ойле» (1872г.). С 1949 по 1991 года носила название «Ойле-Оргель Бау, Баутцен, ГДР».

2003 год

1. 25 лет со дня заключения рамочного договора с органостроительной фирмой ГДР «Народное предприятие» «Германн Ойле» (1978г.).

2004 год

1. 90 лет со дня поездки Челябинской делегации (от духовенства, местного самоуправления и Челябинской живописной мастерской В.М.Ощепкова) в г. Киев для ознакомления с росписями Владимирского храма в Киево-Печерской Лавре, выполненными художниками под руководством В.Васнецова;

2. 30 лет со дня решения коллегии Министерства культуры СССР (министр - Е.А.Фурцева) об удовлетворении просьбы Челябинского областного управления культуры (начальник - К.Н.Сидоров) о выделении лицензии на заключение контракта на строительство органа в Челябинске (1974г.).

2005 год

1. 100 лет со дня Манифеста Императора Николая II о Всероссийском праздновании 300-летия Дома Романовых на Российском престоле и обо всех мероприятиях, которые должны быть выполнены в Империи по этому случаю;

2. 90 лет со дня освящения южного придела храма в честь Св. Николая Мирликийского Чудотворца епископом Челябинска Сильвестром (Ольшевским);

3. 75 лет со дня Постановления Госсовета Челябинска о закрытии храма.

4. 75 лет со дня размещения в здании храма газетного цеха «Челябинского рабочего» издательства «Челябполиграф»;

5. 65 лет со дня размещения в здании храма запасных фондов Картинной галереи;

6. 50 лет со дня реконструкции здания церкви для размещения станции юных техников Дворца пионеров и Челябинского планетария.


2006 год

1. 270 лет со дня образования г.Челябинска;

2. 125 лет со дня гибели Императора Александра II;

3. 100 лет со дня обращения городской управы и духовенства Челябинска к архиепископу Оренбургскому и Тургайскому Феодосию о строительстве Александра-Невского Храма (начало 1906г.);

4. 100 лет (декабрь) со дня завершения архитектором академиком А.Н.Померанцевым проектной документации на строительство «церкви в Челябинске в память в Бозе почившаго Императора Александра Втораго».

5. 90 лет со дня окончания всех строительных и отделочных работ на храме по проекту академика А.Н.Померанцева.

6. 20 лет со дня завершения строительных, реставрационных и отделочных работ на здании церкви, открытие зала и концерт ансамбля «Мадригал». Инструмент (орган) будет установлен в апреле-июле 1987 г.;

7. 20 лет со дня публикации в «Вечернем Челябинске» исследования научного сотрудника краеведческого музея А.В.Лушниковой, раскрывшей тайну «руки Виктора Васнецова» и исполнителей росписей на стенах храма (художественная мастерская В.М.Ощепкова).

2007 год

1. 100 лет со дня утверждения (31.I. 1907) товарищем 1-м заместителем Министра внутренних дел Российской Империи проекта архитектора академика А.Н.Померанцева;

2. 100 лет со дня организации «Церковно-приходского попечительства при Александро-Невской церкви в Челябинске». С мая 1907г. по июль 1913г. им руководил мещанин Е.В.Плышевский. Затем, после кончины Е.В.Плышевского, руководитель попечительства – доктор В.А.Попов (до 1916 года, то есть до окончания строительства);

3. 135 лет со дня создания органостроительной фирмы «Германн Ойле» (1872г.).

4. 20 лет со дня (апрель 1987г. – июль 1987г.) работа по монтажу и интонировке инструмента работниками фирмы «Германн Ойле, Баутцен»;

5. 20 лет со дня официального приема (с инструментом) (29 июля 1987года) в эксплуатацию зала камерной и органной музыки;

6. 20 лет со дня первого органного концерта Н.Малиной (30 июля 1987г.);

7. 20 лет со дня присуждения Диплома III степени и премии Госстроя РСФСР на конкурсе лучших строительных и архитектурных работ в РСФСР за 1986 год;

8. 20 лет со дня присуждения Диплома II степени Союза архитекторов РСФСР на смотре-конкурсе лучших работ архитекторов РСФСР за 1985-86гг., посвященном 70-летию Октября.

Внимательно изучив перечень этих «юбилейный дат», мне пришла мысль дополнить их подробностями из истории здания и, самое главное, из подробностей нашей «проектной кухни», о превратностях и самых неожиданных коллизиях по ходу проектирования, о которых наши дорогие слушатели с трудом могут догадываться.

Кто хорошо знаком с историей, тот наверняка знает, что архитектура относится к одной из самых древних профессий человечества и имеет возраст в несколько десятков тысячелетий.

А современная архитектура объединяет в себе такое количество вспомогательных наук, что в последние 50-60 лет она стала делиться на «узких специалистов». Так появились архитекторы районной планировки, градостроители, ландшафта, промышленники, интерьера, специалисты по отдельным отраслям проектирования – жилье, общественные здания, спорт-сооружения, транспортники, учебные заведения, торговля, бытовое обслуживание, медики, управленцы и т.д. и т.п. Наш случай вполне достоин выделения в самостоятельную «узкую» специальность, так как такие сооружения требуют сочетания в своих функциях, на первый взгляд, абсолютно несовместимых требований (иначе все бессмысленно!) и весьма-весьма значительных знаний проектировщиков в такой области науки, как строительная физика. В нашем случае это вопросы акустики, шумозащиты и вентиляции зала при обязательном кондиционировании воздуха. Как-то на досуге я решил систематизировать все вспомогательные науки, входящие в термин «архитектура», но где-то на 50-м или 55-м номере бросил считать, потому что им нет числа!


Вот эти последние строчки и станут основой моего дальнейшего рассказа о том, как все начиналось, развивалось и было окончено к заранее назначенному (еще в 1981 году) сроку – к 250-летию Челябинска, то есть к 17:00 часам 13 сентября 1986 года (и ни часом позже!).

Мне, как главному архитектору проектов, на которого директором ЧГрП В.П.Туркиным было возложено руководство группой проектировщиков института, очень и очень приятно, что наша совместная работа была тепло принята городом и всеми, без исключения, гастролерами, выступавших в самых различных жанрах. Все были буквально ошеломлены великолепной акустикой и красотой внутреннего убранства зала. Об этом они оставили свои впечатления в Книге отзывов исполнителей и слушателей.

И еще. Также приятно сознавать, что наш труд был по достоинству отмечен Госстроем РСФСР и Союзом архитекторов России, в числе лучших работ в России за 1986 год.

Считаю своим долгом сообщить Вам, уважаемые читатели, что все исторические ссылки и даты по тексту имеют полное «юридическое обеспечение», а именно:

  1. Материалы по проекту архитектора академика А.Н.Померанцева и переписка Горуправы с Оренбургом и МВД России – материалы Ленинградского Государственного Исторического архива России (1700-1917гг.).
  2. Текущие события на стройке за 1907-1916гг.– Челябинская ежедневная газета «Голос Приуралья», издатель А.Б.Брейлин, 1-й редактор – краевед В.А.Весховский, выходившая с 17.10.1906 по 22.05.1916гг., – фонды краеведческого музея;
  3. Отчет «Церковно-приходского попечительства при Александро-Невской церкви в г. Челябинcке» с 13.07.1912 по 15.05.1915гг. (вопросы финансирования строительства), – фонды Краеведческого музея;
  4. Архивные и иные материалы из фондов Краеведческого музея (В.С.Боже), Картинной галереи города (работы художника И.Л.Вандышева) и материалы областного и городского архивов за 1905-1916гг.;
  5. Исследования научного сотрудника Краеведческого музея А.В.Лушниковой, раскрывшей «тайну руки Васнецова» на стеновых росписях храма.
  6. Исключительно квалифицированная помощь в вопросах реставрации здания со стороны главного специалиста «Роспроектреставрации» (г. Москва) – архитектора Л.Н.Ненаглядкина, приглашенного Областным управлением культуры нам в помощь и включенного нами за все его заслуги в совместной работе в состав авторского коллектива.
  7. Информационные сообщения в местных СМИ («Челябинский рабочий» и др.) о деятельности Органного Зала в 1987-2005гг. (фестивали, концерты и другие мероприятия) – находятся в моем домашнем архиве.
  8. Материалы по истории органного музицирования исчерпывающе достоверны (см. «Музыкальная энциклопедия»).
  9. Более подробно об источниках сведений – см. приложение «Литература».

И последнее. Весь мой рассказ об Органном зале получается почти автобиографический. И это неудивительно: из почти 38-летней творческой деятельности как архитектора (в Челябинске – 31 год), в его различных ипостасях на конец 1986 года, почти 4,5 года отданы Органному залу!

Это были годы такого напряжения, что сейчас, 25 лет спустя, вспоминая о тех днях, невольно думаешь – откуда брались силы и адское терпение, когда приходилось изучать с азов новые науки, составляющие термин «архитектура» - это реставрация, акустика, строительная физика, работа в архивах и т.д. и т.п.

Не посчитайте, пожалуйста, это мое высказывание за нечто парадоксальное, но если бы мне сейчас сбросили бы 25 лет возраста и снова бы предложили повторить подобную работу – клянусь всеми святыми, я ни за что не согласился. Только потому, что все прошедшие годы все время напоминают мне об этом почти «подвиге», который довольно дорого обошелся мне. Это о моем здоровье.

Кроме того, мне просто посчастливилось на себе испытать то, что было непременным условием работы архитектора до революции в России и в Европе в современной работе – с конца 1985 года до дня сдачи зала (13 сентября 1986 года), то есть почти год, приходилось с утра до вечера в строительной спецодежде (роба, каска и др.) находиться либо на лесах, либо на предприятиях города, области либо за ее пределами, решая на месте все возникающие вопросы.

Конечно, без соответствующих полномочий и распоряжений на этот счет от директоров ЧГрП В.П.Туркина и С.Н.Поливанова не обошлось. Я весьма признателен им обоим за это, так как в этом случае удалось полностью осуществить абсолютное единство проектировщиков, строителей, монтажников, наладчиков и эксплуатационного коллектива Органного зала.

И еще об одном. Почти полвека работы в архитектуре позволяют мне уверенно утверждать, что абсолютное большинство населения города имеет весьма отдаленное представление о работе архитекторов. Это одна из самых тяжких профессий, которая создана человечеством, чтобы обеспечить себе комфортную инфраструктуру для жилья и отдыха и совершенную, по последнему слову техники, эргономику места приложения своего труда. И мало кто задумывается, какой это зачастую просто каторжный труд, когда в сжатые сроки надо сделать то, о чем имеешь весьма смутное представление. Надо все изучить, разработать варианты, выбрать оптимальное решение. Плюс ко всему, это огромная материальная ответственность – ведь в твоих руках миллионные ассигнования!

Вот с такой ситуацией столкнулась наша группа проектировщиков института «Челябинскгражданпроект».

Это был тот случай, когда почти на все вопросы коллег большей частью был только один ответ – «не знаю, и не знаю, где посмотреть».

О некоторых, наиболее важных для зала разделах проектирования, я попытаюсь рассказать в соответствующих главах этой книги.

С уважением,

руководитель группы проектировщиков по работам по реставрации и реконструкции здания Александро-Невской церкви на Алом поле под Зал камерной и органной музыки, главный архитектор проектов института «Челябинскгражданпроект»

К.И.Гусаров