Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия", посвященная инженерной инфораструктуре органного зала

Техническими условиями фирмы «Герман Ойле» мы были поставлены в очень жесткие условия по устройству инженерно-технического обеспечения нормальной работы зала, обуславливающего максимальную по времени сохранность инструмента.

Главное условие фирмы, на чем мы в своей работе сосредоточили основное внимание – это создание стабильного микроклимата, то есть температура воздуха внутри помещения при любых внешних условиях погоды должна быть в пределах +190,50 С и влажность 555 %!

Эти требования можно было выполнить только при соблюдении следующих условий:

  1. Установки комплекта (3 штуки) кондиционеров типа «КС-3» производства ГДР, а также полного комплекта сопутствующих агрегатов.

Производительность кондиционеров была подобрана из расчета минимум 2-х кратной (за час) полной замены воздуха в зале, то есть в пределах 3500-4000 м3/час для каждого агрегата (в рабочем режиме работают два агрегата).

Рабочая формула работы агрегатов была построена по недельному графику:

а)    1-я неделя – круглые сутки работает агрегат № 1. Примерно за 1 час до начала прихода слушателей и 1-1,5 часа после окончания концерта в помощь ему работал агрегат № 2;

б)    2- я неделя – дежурит круглые сутки агрегат № 2. На помощь подключается агрегат № 3. Агрегат № 1 останавливается на профилактику..

в)    3- я неделя – дежурит круглые сутки агрегат № 3. На помощь подключается агрегат № 1. Агрегат № 2 – профилактика.

Далее цикл повторяется.

  1. Полная герметизация внутреннего объема зала, фойе и других помещений, что достигалось путем самого жесточайшего контроля за работой строителей, выполнявших герметизационные работы с коробками оконных и дверных проемов в стенах.
  2. Устройство системы автоматического контроля за параметрами в зале и автоматического регулирования работы кондиционеров. Все это выполнялось через развитую сеть специальных датчиков в зале и фойе, с выводом сигнала на мини-ЭВМ в вентиляционном центре зала и контрольной записью фактических параметров температуры и влажности на самописцы.

Дополнительным условием для соблюдения микроклимата в зале стало требование фирмы о поддержании постоянного барометрического давления воздуха в зале. Нам было неясно в свое время, зачем фирма запросила данные о многолетнем среднегодовом атмосферном давлении в Челябинске (742-744 мм.рт.ст.).

В один из приездов г-на Ф.Каммбаха в Челябинск я задал ему этот вопрос, на что получил весьма поучительный ответ: «ты же в институте изучал волновую физику и, следовательно, должен знать, какие внешние факторы могут влиять на формирование звука в трубе». Вот так!

Подробнее...

 

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия" "От автора"

Кажется, что все это было буквально вчера, но, тем не менее, в сентябре 2006-го года нашему Органному залу исполняется 20 лет…

Недавно, разбирая у себя дома архивные материалы по Органному залу – копии статей, газетные вырезки, материалы архивных фондов и др. – мне бросилась в глаза череда знаменательных дат за 2001-2007 годы, прямо или косвенно касающихся истории здания Александро-Невской церкви на Алом поле в Челябинске за его более чем 100-летнюю историю.

Итак, обратимся к следующим датам и событиям:

2001 год

1. 120 лет со дня гибели Императора Александра II;

2. 120 лет со дня закладки на средства мещанина П.М.Кутырева в центре торговой площади (затем «Александровской», а ныне – Детский парк «Алое поле») часовни во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II;

3. 90 лет со дня установки колоколов и освящения главного престола храма (4.XII.1911г.) викарным епископом Челябинска Дионисием (Сосновским);

4. 20 лет со дня принятия в Обкоме КПСС (1-й секретарь М.Г.Воропаев) решения о размещении органа в здании церкви;

5. 20 лет со дня начала проектных работ в головном проектном институте «Челябинскгражданпроект»;

6. 15 лет со дня окончания строительных работ, открытия зала и первого концерта ансамбля старинной музыки «Мадригал» (г.Москва).

2002 год

1. 15 лет со дня первого органного концерта (30 июля 1987г.) в зале; исполнитель – заслуженный работник культуры России Наталья Малина (Москва).

2. 15 лет со дня официального приема (29. 07. 1987г.) в эксплуатацию (с органом) Зала камерной и органной музыки.

3. 130 лет со дня основания фирмы «Германн Ойле» (1872г.). С 1949 по 1991 года носила название «Ойле-Оргель Бау, Баутцен, ГДР».

2003 год

1. 25 лет со дня заключения рамочного договора с органостроительной фирмой ГДР «Народное предприятие» «Германн Ойле» (1978г.).

2004 год

1. 90 лет со дня поездки Челябинской делегации (от духовенства, местного самоуправления и Челябинской живописной мастерской В.М.Ощепкова) в г. Киев для ознакомления с росписями Владимирского храма в Киево-Печерской Лавре, выполненными художниками под руководством В.Васнецова;

2. 30 лет со дня решения коллегии Министерства культуры СССР (министр - Е.А.Фурцева) об удовлетворении просьбы Челябинского областного управления культуры (начальник - К.Н.Сидоров) о выделении лицензии на заключение контракта на строительство органа в Челябинске (1974г.).

2005 год

1. 100 лет со дня Манифеста Императора Николая II о Всероссийском праздновании 300-летия Дома Романовых на Российском престоле и обо всех мероприятиях, которые должны быть выполнены в Империи по этому случаю;

2. 90 лет со дня освящения южного придела храма в честь Св. Николая Мирликийского Чудотворца епископом Челябинска Сильвестром (Ольшевским);

3. 75 лет со дня Постановления Госсовета Челябинска о закрытии храма.

4. 75 лет со дня размещения в здании храма газетного цеха «Челябинского рабочего» издательства «Челябполиграф»;

5. 65 лет со дня размещения в здании храма запасных фондов Картинной галереи;

6. 50 лет со дня реконструкции здания церкви для размещения станции юных техников Дворца пионеров и Челябинского планетария.

Подробнее...

 

Глава из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия" об интерьере концертного зала. В оригинале глава называется "Интерьер концертного зала"

Какое красивое французское слово – интерьер! Оно означает декоративное решение внутреннего пространства помещения. Кроме архитектуры, этот термин вошел в название одного из жанров живописи.

Разработка интерьера в нашем случае была едва ли самой главной составляющей при выполнении акустического расчета зала. Более подробно об этом в дальнейшем моем повествовании.

Согласитесь, основное требование к зрительному залу или аудитории вообще – это чтобы было хорошо видно и хорошо слышно.

Требования эти одинаково необходимы для театров оперы и балета, больших концертных залов (минимум 700-800 мест), клубных залов, залов ДК, кинотеатров, лекционных аудиторий и т.п. А для залов малой вместимости (до 350 мест) с репертуаром камерной и органной музыки необходимым было условие «хорошо слышать». Поэтому в нашем случае полы в зале приняты горизонтальными.

Вновь начались поиски каких-либо документов и сведений на этот счет. На чертежах академика А.Н.Померанцева (на продольном разрезе здания) были сделаны наметки на принципиальное решение интерьера – так в дореволюционные времена было принято у архитекторов дополнять архитектурно-конструктивные разрезы своими мыслями о будущем интерьере помещений.

Академиком А.Н.Померанцевым было намечено устройство развитой карнизной тяги на высоте около 4,0-4,5 метров от пола с каким-то условным декором в нижней части сечения. Заметны были прорисовки профиля основных арочных элементов и даны в схеме рисунки дверных и оконных заполнений. Свободные плоскости стен, своды зала, пристроек и трапезной, по традиции, отдавались росписям на духовные темы.

После обсуждения концепции интерьера А.Н.Померанцева мы, архитекторы Л.Н.Ненаглядкин, А.А.Корнилицын и я, приняли ее единогласно за основу, считая, что обязаны максимально воплотить в жизнь (точнее восстановить) наметки академика.


Подробнее...

 
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

О том, что орган и зал, в котором орган находится, составляют единое целое, Вы наверное уже слышали. Даже встречалось где-то такое сравнение: зал для органа - это как корпус для скрипки

Предлагаю для ознакомления главу из книги К.И.Гусарова "Метаморфозы наследия"

О том, как разрабатывалась и воплощалась акустическая концепция зала, как форма элементов интерьера зала и свойства отделочных материалов влияют на акустику зала и о том, что даже центральная люстра, - это сложный, точно расчитанный акустический элемент зала, где учтено очень многое: геометрические размеры люстры, её форма, материалы,  и  расположение в пространстве зала.

Итак:

Имея к тому времени, то есть к 1983 году, более чем 25 летний опыт работы в проектировании зрелищных сооружений в городе (стадионы, ДК, клубы, театры, кинотеатры и т.д.), я был поставлен буквально в тупик «программным заданием» заказчика.

В будущем зале камерной и органной музыки заказчик, то есть Областное Управление культуры предполагали следующие жанры:

  1. Орган (соло);
  2. Орган и солирующие инструменты (фортепиано, скрипичные, духовые и др.);
  3. Орган и вокал;
  4. Орган и хоровые коллективы;
  5. Хоровые коллективы;
  6. Ансамбли старинных инструментов
  7. Камерно-инструментальные ансамбли всех типов;
  8. Литературные вечера, лекции и концерты, концерты с комментариями.

По всем законам архитектурной акустики (есть такая составляющая часть науки «архитектура») такая унификация зала невозможна даже теоретически!

Это вызвано тем, что практически для каждого вида деятельности требуется определенная акустическая характеристика зала, достигаемая подбором соответствующего объема воздуха в зале и характером отделки внутренних поверхностей помещения, при постоянном числе зрительных мест.

Сложность ситуации была еще и в том, что в технической литературе по акустике, в архитектурных монографиях или исследованиях, методика размещения инструмента (рекомендации, а может быть даже правила!), а тем более теория расчета акустики зала с органом отсутствовала полностью.

Подробнее...

 
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 


Вид на отреставрированное здание с южной стороны. Август 1986 года.

Зал камерной и органной музыки в Челябинске (бывший храм Александра Невского) - одна из главных достопримечательностей города - является выдающимся памятником русского зодчества рубежа XIX - XX вв., построенного по проекту архитектора академика Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918гг.).

После реконструкции 1981-1986гг. концертный зал стал образцом творческого союза челябинских архитекторов и проектировщиков, каменщиков и отделочников, резчиков и лепщиков, органостроителей и акустиков, наконец, исполнителей и слушателей. 


Подробнее...