Счетчики

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Статья написана В.В.Хомяковым к 20-летию Органного зала, в 2006 году

Мне очень и очень повезло, что я встретил в 1985 году генерального директора Челябинской филармонии Маркса Борисовича Каминского, который определил мою судьбу вот уже почти 20 лет.

Мне также повезло, что в Челябинске установили орган одной из лучших в Европе органостроительных фирм - «Ойле-Оргель-Бау Баутцен», в 1991 году вернувшая свое первоначальное имя - «Германн Ойле».

И еще раз повезло в том, что учился ремонту, настройке и профилактике инструмента у прославленного маэстро, «хозяина органа Домского Собора в Риге» Гунара Робертовича Далманиса, для которого фирма «Ойле» была самой любимой (она реставрировала орган в Соборе).

Очень много мне дала совместная работа с мастерами фирмы здесь, в Челябинске, в период монтажных и интонировочных работ.

Одним словом, уже к моменту сдачи инструмента в эксплуатацию я успел «сродниться» с каждой его деталью, с каждым узлом и пр. Знал уже все его «требования» и даже «капризы».

Что такое наш инструмент, я не буду описывать, так как об этом достаточно квалифицированно и подробно рассказано в части шестой данного издания.

В конце 80-х годов в России возникла Ассоциация российских органистов «Новое органное движение» (НОД), или объединение молодых музыкантов, стремящихся глубже постичь традиции Европейской органной культуры.

Я принял в Ассоциации достаточную активность и наградой за это послужило проведение в 1992 году в Челябинске Первого фестиваля НОД. Затем эти фестивали продолжаются до сего времени.

А в конце 2001 года в Ганновере состоялся беспрецедентный Международный музыкальный конкурс «Джаз на церковном органе», где мне была присуждена I премия. В мире классической органной музыки этот оксюморон и вся эта идея произвели эффект разорвавшейся бомбы в обстановке мирно текущей жизни (см. газету «Челябинский рабочий » от 05.10.2001).

Конечно, этот факт получил неоднозначную оценку слушателей, что полностью подтвердилось при исполнении трех концертов моего цикла «Картины музыкального пространства» (публикации о концертах см. в газете «Челябинский рабочий» от 20.11.2002, 22.01.2003 и 02.04.2003). Все было - и уход части зрителей на первом концерте, какой-то настороженный интерес на втором и - апофеоз! - аншлаг на третьем концерте!

Я далек от безудержной эйфории, но знаю, даже уверен в том, что любые поиски, на первый взгляд абсолютно несерьезные, приводят к рождению новых ощущений и оценок в музыкальном творчестве.

В заключение мне хочется сказать пару добрых слов в адрес проектировщиков и строителей, которые в такие сжатые сроки смогли «на отлично» выполнить почти невыполнимую задачу по реставрации и реконструкции нашего зала. Особое мое спасибо за безупречную акустическую характеристику, что сделало наш Зал весьма привлекательным для разного рода исполнителей.

В 2006 году Залу будет 20 лет, а в 2007-м - 20 лет нашему инструменту. 20 лет - это не возраст для органа, это его еще очень раннее детство. Мне хочется надеяться, что власти города сумеют сделать все возможное, чтобы наш инструмент оставался таким же «здоровым» и чутким еще много раз по 20 лет.

Органист, мастер-хранитель инструмента в Зале камерной и органной музыки в г. Челябинске,
Заслуженный артист России
Хомяков В.В.